Указом Президента Российской Федерации от 06.06 2019 г. № 254 утверждена «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года»

Скворцова Вероника Игоревна, Министр здравоохранения РФ и Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации
Фото: www.rosminzdrav.ru

Документ разработан в целях обеспечения национальной безопасности. «Стратегия» включает в себя оценку состояния национальной безопасности, определяет цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в Российской Федерации и является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также национальных проектов “Здравоохранение” и “Демография”.

О состояние национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан

В частности, в нем отмечено, что продолжительность жизни с 2012 по 2017 год выросла на 2,5 года и составила 72,7 года. Показатель общей смертности снизился с 13,3 до 12,4 случая на 1 тыс. человек, смертности лиц трудоспособного возраста – на 15,8 процента (до 484,5 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста), младенческой смертности – на 35 процентов (до 5,6 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми).

Число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, увеличилось в 2,3 раза и составило 1047,9 тыс. человек, что свидетельствует о повышении ее доступности для населения. Число реабилитационных коек увеличилось в 1,7 раза, число больных, прошедших реабилитацию, – в 2 раза, однако, как считают авторы документа, потребности пациентов в реабилитации не обеспечивается в полной мере.

Отмечаются недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения. Имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи.

Появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций требуют постоянного поддержания высокого уровня противоэпидемической готовности.

В документе подчеркивается, что на сегодняшний день не в полной мере развита паллиативная медицинская помощь, включая выездную патронажную службу. Есть вопросы по качеству подготовки медицинских работников, ощущается дефицит врачей: анестезиологов- реаниматологов, рентгенологов, онкологов (включая детских), фтизиатров, психиатров, патологоанатомов, а также врачей, работающих в амбулаторно-поликлинических организациях (при их избытке в стационарах).

Результаты проводимых мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения показали, что отмечается тенденция к снижению смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. В то же время с 2016 года темпы снижения смертности по всем основным группам заболеваний оказались недостаточными для обеспечения естественного прироста населения. Естественная убыль населения в 2016 году составила 2,3 тыс. человек и в 2017 году – 135,8 тыс. человек.

Угрозы и вызовы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан

Угрозами национальной безопасности авторы документа считают: высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний – сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других.

К вызовам отнесен отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских организаций.

Наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан определены старение населения, неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи, замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, рост числа детей-инвалидов.

Цели, основные задачи и приоритетные направления

К основным задачам, которые ставит перед здравоохранением документ – это совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее в том числе:

  • увеличение объема целевого обучения медицинских специалистов;
  • постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников;
  • устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем;

Также целью становится создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

В документе предлагают ускорить развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, и активное внедрение и использование их результатов в интересах здравоохранения. А также поэтапное введение механизмов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

Основные этапы и ожидаемые результаты

Основные задачи, поставленные в документе – это увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении, увеличения продолжительности активной трудовой жизни, сокращения периодов временной нетрудоспособности и повышения качества жизни граждан за счет уменьшения уровня заболеваемости.

Предусмотрено два этапа реализации «Стратегии».

На первом этапе (2019 – 2020 годы):

  • создаются правовые, организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения;
  • начинается реализация национальных проектов “Здравоохранение” и “Демография”, принимаются необходимые решения в области укрепления общественного здоровья, профилактики заболеваний;
  • развивается система биологической безопасности и предотвращения распространения инфекционных заболеваний;
  • формируется целостная система подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения;
  • создаются условия, необходимые для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.

Ожидаемыми к 2021 году результатами первого этапа реализации «Стратегии» являются:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74 лет;
  • снижение младенческой смертности до 5,2 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми;
  • снижение смертности лиц трудоспособного возраста до 419 случаев на 100 тыс. человек соответствующего возраста;
  • снижение смертности от заболеваний системы кровообращения до 525 случаев на 100 тыс. человек;
  • снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 197 случаев на 100 тыс. человек;
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 7,5 случая на 100 тыс. человек;
  • сокращение потребления алкоголя до 9,1 литра на человека и потребления табака до 28,8 процента среди взрослого населения.

На втором этапе реализации «Стратегии» (2021 – 2025 годы):

  • формируются новые, в том числе организационные и управленческие, решения, направленные на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи;
  • реализуются меры, направленные на создание и внедрение в медицинскую практику новых технологий и услуг, отвечающих современному развитию медицинской науки;
  • совершенствуются механизмы лекарственного обеспечения граждан;
  • развиваются механизмы финансирования медицинской помощи, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования.

Ожидаемыми к 2025 году результаты по сравнению с 2017 годом станут:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет (72,7 года);
  • снижение младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. детей, родившихся живыми (5,6 случая);
  • снижение смертности лиц трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. человек соответствующего возраста (484,5 случая);
  • снижение смертности от заболеваний системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. человек (587,6 случая);
  • снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. человек (200,6 случая);
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 3,9 случая на 100 тыс. человек (10,2 случая);
  • сокращение потребления алкоголя до 8 литров на человека и потребления табака до 27 процентов среди взрослого населения (соответственно 10 литров и 30,1 процента).

Реализация настоящей «Стратегии» возможна при отсутствии рисков изменения макроэкономической ситуации и возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных реализацией биологических угроз или угроз социального характера, а также при сохранении уровня финансирования системы здравоохранения.

Механизм реализации

Реализация «Стратегии» обеспечивается действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, медицинских, научных, образовательных организаций независимо от формы собственности и общественных организаций.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации «Стратегии». План включает в себя сгруппированные по этапам реализации задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Координация деятельности по реализации настоящей «Стратегии», а также мониторинг ее реализации возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Реализация настоящей «Стратегии» осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».


Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года

http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/c6zjQF82Y5ZKwoEiziMVNZY76MgZS9XI.pdf

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.