Повысить эффективность целевого обучения – задача для Минздрава Астраханской области

Ирина Купеева, врио директора Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России
Фото: Даниил Нежинский

Встреча министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой с медицинской общественностью Астраханской области состоялась в Астраханском государственном медицинском университете. В ней участвовали представители Минздрава, руководители учреждений здравоохранения области, недавние выпускники вуза, ординаторы и преподаватели университета. В своем выступлении о проблемах обеспечения медицинских организаций квалифицированными кадрами в регионе рассказала врио директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Ирина Александровна Купеева.

– В целях реализации Указа Президента РФ предстоит решить конкретную задачу – в самом ближайшем будущем ликвидировать кадровый дефицит в первичном звене системы. Проект «Медицинские кадры России» в здравоохранении является основой для реализации других четырех федеральных проектов. И надо отметить, что в этом направлении показатели кадрового обеспечения в Астраханской области при сравнении её показателей со среднероссийскими, с показателями Южного федерального округа, удовлетворительное.

Субъект по обеспеченности врачами в рейтинге занимает 7 место, средним медперсоналом – 26 место в стране. И в первом и во втором случае показатели выше среднероссийских. Но главная проблема для Астраханской области – это сформировавшиеся четкие дисбалансы в кадровом обеспечении. Причем, дисбалансы имеются не только между амбулаторным и поликлиническим звеном. Например, по обеспеченности онкологами Астраханская область занимает 7 рейтинговое место, детскими онкологами – 50 место, врачами паллиативной помощи – 60 место. Эти показатели значительно ниже среднероссийских.

Сегодня акцент надо делать на более тесном сотрудничестве с Астраханским государственным медицинским университетом, другими вузами, а также колледжами области. Формирование совместной кадровой политики должно стать результатом коллегиальной деятельности.

В области хорошо поставлено среднее-профессиональное образование. Ежегодно 600 выпускников приходят работать в отрасль. В Астраханском государственном медицинском университете обучаются 4,5 тыс. человек. Ежегодно 120 человек получают высшее образование как целевики по программам специалитета и 40 человек – по программам ординатуры.

Есть тенденция к росту численности кадров в  Астраханской области, а к 2021 году планируется увеличение на 5,5%. Вместе с тем перед регионом стоит еще одна основная задача – повысить эффективность целевого обучения.

Какие проблемы в этом направлении предстоит решать организациям здравоохранения в ближайшее время? Первая – востребованность мест, которые выделяет Министерство на обучение по программам специалитета и ординатуры. Между тем в 2018 году не выбраны все места, которые были определены для целевого обучения. Актуален также вопрос об эффективности трудоустройства целевиков.

По обеспеченности неонатологами регион занимает 24 место. Это показатель выше среднероссийского. Но по младенческой и материнской смертности показатели далеки от идеальных. Однако, по мнению главного внештатного неонатолога МЗ России, в Астраханской области кадровая ситуация по показателям гораздо лучше, чем в других регионах. А как же обстоит дело с качеством подготовки? В действительности, в отношении качества подготовки неонатологов есть очень большие вопросы. К сожалению, эти вопросы возникли и по квалификации преподавателей соответствующей кафедры областного медицинского вуза.

На выходе, вроде бы, неплохие цифры в отношении развития НМО. В год на портале НМО зарегистрировано более 7 тыс. медицинских работников, из них 14 тысяч – врачей общей практики. А прошли повышение квалификации и полноценно работают на портале всего лишь 1873 специалиста.

Недопустимо низко используется медицинскими организациями области предоставленная возможность бесплатного обучения, повышения квалификации за счет средств ОМС. В текущем году ею воспользовались 30 человек, что гораздо больше, чем в предыдущем, когда эта цифра составляла всего лишь 7 человек. Но если взять цифры большинства субъектов и сравнить с теми, где есть такой же мощный вуз, там эти цифры будут значительно выше.

В области имеются проблемы с детскими онкологами. Их можно было бы решить. Но, к сожалению, нет заявки на профессиональную переподготовку этих специалистов в рамках нашего федерального проекта. Государство выделило дополнительные деньги для того, чтобы  регион не через ординатуру, а в рамках профподготовки в более короткие сроки подготовил этих специалистов за счет федерального бюджета.

Порадовала гериатрия – подготовлены шесть специалистов, и будем надеяться, что в этом году практически закроется проблема дефицита гериатров. Однако по показателю минимальной эффективности трудоустройства аккредитованных специалистов на должность участковых врачей из 13 наихудших регионов Астраханская область находится на 9-м месте.

Несколько лет назад укомплектованность региона специалистами реаниматологами и анестезиологами была всего лишь 40-50%. Тогда стояла задача срочно решить эту проблему. Теперь по обеспеченности анестезиологами Астраханская область занимает 7-е ранговое место. Сейчас на кафедре университета насчитывается около 40 ординаторов. Ребята увлеченно занимаются научной работой. Такой положительный результат дала активная работа заведующего кафедрой и которая одновременно заведует отделением астраханской больницы. Это возможно в одном случае, когда определена цель, есть энтузиазм участников образовательного процесса, и все они конкретно осознают, как и в какие лечебные учреждения нужно готовить специалистов.

Нам предстоит шире использовать возможности целевого обучения. Наши студенты должны понимать, кем они хотят быть. К примеру, неврологами или акушерами-гинекологами, но не «на входе» в вуз, то есть не в начале обучения, а на старших курсах. Когда они уже будут иметь базовые знания, пообщаются с различными кафедрами, чтобы сознательно выбрать ту или иную специальность. Именно тогда главные врачи медицинских организаций должны начинать работать со студентами – на 4-м, 5-м или 6-м курсе. Вот тогда самое время привлекать их к себе на практику. Наверное, если бы кафедры поликлинической терапии, поликлинической педиатрии располагались в бережливых поликлиниках, то ребята видели бы, какой интересной может быть эта деятельность. Такой опыт имеется в Ярославской и Кировской областях. И его следует перенимать.

Во многих регионах существует практика – главный врач отвечает за кадровое обеспечение, сопровождает, наставляет молодого спецалиста-целевика. И это является условием его эффективного контракта. Наверное, и Астраханской области пора переходить к этой форме работы.

Состояние дел со средним звеном радует, здесь наращиваются объемы подготовки. Плюсом уже идет 2021 год, и такой процесс сохранится до 2024 года. Работа со средним медицинским персоналом должна быть более гибкой, потому что, по оценке нашего проектного офиса, есть определенные опасения по снижению обеспечения фельдшерами, то есть подготовки таких специалистов на территории Астраханской области.

Приятно было узнать, что руководство области планирует больше уделять внимание мерам социальной поддержки медицинских работников. Надо сказать, что до последнего года область была в числе лидеров по участию в федеральной программе «Земский врач»/ «Земский фельдшер», и молодые специалисты получали гарантированно меры социальной поддержки. В прошлом году, однако, позицию сдали – не выбрали до 20% квот.

Астраханская область по структуре заработной платы медицинских работников не достигает рекомендованных показателей. Только что руководителем здравоохранения области было подписано постановление, согласно которому заработок врачей будет повышен на 40% . Приятно, что коллеги сделали выводы и работают в этом направлении.

В целом показатели по повышению заработной платы выполняются. И Астраханская область находится среди небольшого числа регионов, в которых заработная плата врачей скорой помощи выше, чем средняя заработная плата у врачей других специальностей.

Второй года мы активно реализуем модель «Вуз – Регион». В каждом вузе есть региональный проект проректора. Ахиллесовой пятой астраханского здравоохранения в последние годы, на наш взгляд, стало отсутствие слаженной работы между вузом, регионом и нашим федеральным центром. А ведь в центре реализуются великолепные практики. Просим присылать в центр своих представителей. К нам недавно приезжали специалисты, чтобы ознакомиться с работой по развитию сестринского дела. Но, к сожалению, в больницах Астраханской области внедрение этих методов не видно. Хотелось бы, чтобы таким проводником региональных технологий стали бы наши федеральные учреждения.

Записала Ольга Илюшина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.