Оксана Гусева: «Учитывать общественное мнение для наиболее эффективного стратегического планирования»

Оксана Гусева, директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности

На рабочем совещании по реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», которое состоялось 30 сентября в Москве на базе ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России, с отдельным докладом выступила директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Оксана Игоревна Гусева. Она рассмотрела методы работы с общественными организациями и профсоюзами, позволяющие учитывать общественное мнение для наиболее эффективного стратегического планирования.

Основа выступления Гусевой – анализ проблем управления кадрами службы скорой медицинской помощи и причин развития конфликтных ситуаций.  Много жалоб поступает и от населения, и от сотрудников  этой службы.

«Каждый отдельный случай сотрудники Минздрава РФ разбирали на местах, – сказала Оксана Игоревна. – Работали как пожарная команда. Приезжали в регионы, обсуждали ошибки управленческого персонала. Находили пути выхода из тяжелых конфликтных ситуаций. И вместе с нашим кадровым департаментом и региональным управлением здравоохранения надеялись, что таких ошибок со стороны регионов больше не будет.  Тем не менее, по спирали мы опять попадаем в ту же самую ловушку».

«Причин несколько. Первая – это условия труда на станциях (подстанциях) скорой медицинской помощи. Когда вы вернетесь к себе в регионы, обязательно изучите их внимательно. Для начала посмотрите, в каком состоянии у вас находится само здание скорой помощи, есть ли возможность элементарных удобств: руки помыть, воды попить.  По этому факту уже понятно, как руководители – организаторы здравоохранения относятся к своим коллективам.  Как пример, областной город N, фактически миллионник. На станции скорой помощи туалет находится на улице – это простая, неутеплённая будка.  Оторопь берёт, а знает ли о таком «бытовом удобстве» главный врач?  Оказалось, знает, но считает, что такому объекту не следует придавать большого значения. Пришлось решать этот вопрос на федеральном уровне.

Открою секрет. У нас есть проверенный приём контроля. Сотрудники нашего департамента приезжают в командировку в регион и выходят в смену с бригадой скорой.  Отдежурив таким образом двое-трое суток, они сами видят, какие трудности возникают в организации этой службы в данном месте. На этот момент большей глубины проникновения пока не требуется. Поэтому то, что обычно рассказывают доведенные до отчаяния врачи и фельдшера, мы видим своими глазами.

Вторая причина. Безобразное, можно даже сказать халатное, отношение руководителей к обязанностям вести непрерывный диалог со своим коллективом, чувствовать и понимать его. Разные регионы, разные люди, разные культурные и психологические особенности, а ошибки одни и те же. И везде приходится решать возникшие недопонимания между руководителем и его сотрудниками на уровне Минздрава России.

Третья причина, которая приводит к конфликтам в коллективах. Сплошь и рядом, мы встречаемся с ситуациями, в которых главный врач начинает проводить какие-то реформы, но не обсуждает это и не рассказывает об изменениях в организации коллективу.  Скорая помощь – всегда на передовой. Почему же руководители не хотят объяснить бойцам этого важного фронта, из чего складывается структура их заработной платы? Растолковать, как она изменяется? Рассказать, почему нужно сделать так, а не иначе. Собеседование с подчиненным – это один из методов работы руководителя. Нельзя отказываться от проведения таких бесед ни в коллективном, ни в индивидуальных порядках.

Приведу пример. Четыре года назад была создана неприемлемая ситуация на уфимской станции скорой медицинской помощи, вылившаяся в реальную голодовку врачей.  Медицинские работники по трудовому законодательству не имеют права на забастовку. Все медики здесь и сейчас должны оказать немедленно медицинскую помощь – это основная  функциональная обязанность. Но им подсказали, что на голодовку они имеют право, и потому бригада скорой выезжала на вызовы с голодающими сотрудниками. Конфликт затянулся, и главный врач потерял рычаги управления. Опять пришлось вмешаться министерству.

Четвертая причина – отсутствие взаимодействия администрации медицинской организации с профсоюзами и профессиональными сообществами. Такому взаимодействию нужно учиться. Именно выстроенный диалог позволяет профилактировать конфликты и предупреждать их развитие».